Вход
Логин
Пароль
Забыл пароль?
Регисрацыя
     
Свободный портал Принцессы Габурич
Свободный портал Принцессы Габурич
Atyla, Maximka12, Армен Габурян, Арутюн Габурян, Ближний Восток, Габурич, ИЗВЕРГ, Кишинев, Молдова, Россия, США, Сирия, видео, война, добро, долбоебизм, ебля, женщины, интернет, ислам, история, мораль, наебалово, национальный вопрос, негры, непознанное, обзор, падонки, пародии, песни, пидары, пиздец, пиздобольство, политика, приколы, рассказ, свобода, стихи, тусовки, шиза

Показать все теги
Сайт молдавских падонков Форум молдавских падонков


Тема/Просмотров/Ответов

С днем рождения, атила! 23461 98
Тишина и волки воют 16792 17
Что за хуйня происходит в Сири ... 17346 6
моя первая работа 19055 19
Люди встречаюццо, они же влюб ... 10199 54
Куда пропал куделя? 7029 20
MAximka and Izverg 3697 7
CHTO ZA NAH?! 3731 7
Для блондинок 19343 15
Диалоги о жывотных 20707 197



RSS 

» » » Культурное пространство Кавказа - единство или разнообразие? (часть 1)


Культурное пространство Кавказа - единство или разнообразие? (часть 1) Версия для печати
(Креатив » Кладезь знаний) Нино Чиковани

07.11.2005, 20:06
Кавказские национальные костюмыНа рубеже XX-XXI вв. цивилизационные исследования стали одним из самых влиятельных и перспективных направлений социальных наук. На фоне процессов, происходящих в мире, вопрос о цивилизационной принадлежности и связанные с ним проблемы приобрели особую актуальность, в частности для стран и народов, которые четко не интегрированы в то или иное цивилизационное единство. К их числу относятся Грузия и ее соседи по Кавказу, цивилизационная принадлежность которых не отличается четкостью и стойкостью. Находясь в зоне контакта западных и восточных цивилизаций, они периодически оказывались включенными в рамки более или менее устойчивых, а иногда и случайных культурных единств. «Закавказье всегда представляло собой не только мост, связывающий Запад и Восток, но и контактную зону Севера и Юга, перекресток враждебных, а иногда и взаимоисключающих цивилизаций. Подразумеваются не только европейские и азиатские цивилизации, но и оседло-земледельческие и кочевые миры» ( 11, с.5).
 

В современной научной литературе высказываются различные точки зрения о цивилизационной принадлежности Кавказа и его различных частей. Рассмотрим основные версии цивилизационной сущности Кавказа.

1. Согласно одной точке зрения, исходя из определенных критерий, можно говорить о Кавказе, как своеобразной субцивилизации. Эти критерии исторически сложились - в средние века или ренее.

Цивилизация представляет собой целостность, но она не однородна; в ее пределах можно выделить отдельные единства (субцивилизации), между которыми устанавливаются определенные взаимоотношения. Субцивилизация – это суверенное образование внутри цивилизации, имеющее собственную систему ценностей, нормы, традиции.

Если считать Кавказ субцивилизацией, то следует выяснить вопрос о ее соотношении с другими субцивилизациями, соседними цивилизациями, а также с той цивилизацией, по отношению к которой она рассматривается как субцивилизация.
 
К.Кацитадзе решил этот вопрос следующим образом: заключив, что кавказская субцивилизация является маргинальной зоной между соседними цивилизациями (5, с.87), он снял необходимость осмысления данной субцивилизации в пределах какой-либо цивилизации. Он же рассмотрел несколько возможных вариантов развития этой субцивилизаци: 1. Сохранится сегодняшняя неопределенная ситуация, когда четко прослеживается принадлежность разных народов Кавказа к различным цивилизациям; 2. Эти народы могут влиться в разные цивилизации, тем самым разрушатся те немногочисленные признаки, которые позволяют говорить о кавказской субцивилизаци; 3. Черты кавказской субцивилизаци могут принять более четко очерченный характер, и тогда остро встанет вопрос о соотношении этой субцивилизации к существующим цивилизациям (5, с.87-88).
 
2. В научной литературе встречается понятие «пограничной цивилизации»; таковыми считаются иберо-американская, балканская и северо-восточная евразийская цивилизации (6, с.6-8). В качестве признаков этих цивилизаций рассматриваются гетерогенность, поликультурность, лябильность, открытость, эластичность, умение быстрого усвоения «чужого» опыта. Такие цивилизации принято считать результатом многовекового симбиоза и синтеза различных культур. С этой точки зрения, кавказскую цивилизацию (субцивилизацию) можно считать пограничной цивилизацией.
 

3. Согласно еще одной точке зрения, Кавказ представляет собой разделительный рубеж цивилизаций, зону их контакта. Такая версия изложена в известной книге С.Хантингтона, который считает, что Грузия, вместе со всем Кавказом, предаставляет зону контакта и столкновения цивилизаций. Тут противостоят христианство и ислам, следует принять во внимание и политические амбиции Запада. Следствием этого являются кавказские конфликты, в частности, карабахский и чеченский, так как, согласно С.Хантингтону, самые кровопролитные конфликты в мире возникают именно на разделительных рубежах цивилизаций ( 16, с.270-281).

Шведский исследователь С.Корнели не разделяет Хантингтоновскую оценку кавказских конфликтов и считает, что кавказский взгляд теоретиков столкновения цивилизаций – не что иное, как стереотипы и крайнее упрощение анализа конфликтов. Определяющим фактором в этом регионе является комбинация национализма и национальных интересов, а не религиозно-цивилизационное противостояние ( 7, с.15).
 
По мнению оппонентов С.Хантингтона, его модель конфликта цивилизаций по отношению к Кавказу концептуально неясен и не выдерживает критики. Более того – Н.Макфарлейн считает, что данная теория несет определенную угрозу для кавказского региона, так как, согласно этой версии, все попытки субрегионального сотрудничества, будь то «мирный Кавказ» или «евразийский коридор», обречены на неудачу (16, с.11-13). Н.Макфарлейн отмечает, что концепция С. Хантингтона привлекательна для самих кавказцев, потому что, по ее логике, регион представляет собой фокус глобальной политики ( 16, с.11).
 
У теории С. Хантингтона много оппонентов не только по кавказским вопросам, но думаем, трудно не согласиться с ученым в оценке Кавказа как контактной зоны, разделительного рубежа цивилизаций. На протяжении всей своей истории Кавказ реально представлял собой контактную зону западных и восточных культур и цивилизаций. Что касается отмеченного Макфарлейном «печального кавказского сценария», якобы нарисованного теорией Хантингтона, то как отмечал С.Хантингтон, «значение и достоверность парадигмы оценивается не по тому, предсказывает ли она все, что происходит в глобальной политике, а исходя из того, предлагает ли она более значительные модели, чем другие парадигмы» (16, с.37-38). «Мирный Кавказ» и «евразийский коридор» являются как раз проблемами глобальной политики, значение же теории конфликта цивилизаций подтверждается хотя бы тем, что она дала толчок политикам искать альтернативные версии. Результатом этого поиска являются известные инициативы «мирного Кавказа» и «диалога культур и цивилизаций».
 
4. Еще одна версия рассматривает Кавказ единым культурным пространством или культурным единством - как исторически, так и с точки зрения современной реальности. Фактически в данном случае понятие субцивилизации заменяется понятием «единого культурного пространства». Так например, американский исследователь Рональд Суни отмечает, что «наряду с национальными культурами, исторически развивались и региональные культуры... Таким образом, можно говорить о центральноазиатском, кавказском, балтийском, восточнославянском культурных пространствах. На протяжении своей истории Кавказ не раз был свидетелем миграции и перемещения народов. Во время этих миграционных процессов происходило смешение народов, исчезали этнические границы, что обусловило создание уникальной многонациональной кавказской культуры. Эта культура очень разнообразна, и в то же время существенно отличается от других культур» (13, с.5).
 

5.Часть исследователей, которая считает возможной версию существования средиземноморской цивилизации, говорит о балкано-кавказском типе этого цивилизационного единства. Данная точка зрения основывается на сравнительный анализ психологических черт, таких как ориентация на дело или отношения; отношение между родителями и детьми – соотношение материнской и отцовской любви; нормативное и фактическое распределение гендерных ролей; отношение к сексу; режим дня – типы «жаворонка» или «совы»; социальное пространство, где протекает жизнь (улица, двор, квартира) и др. (12, с.10). По мнению К.Кацитадзе, этот тип, с точки зрения государственно-политической ориентации, является западным или близким к западному (4, с.8). Но можно ли говорить об единой и одноообразной государственно-политической ориентации всего «балкано-кавказского типа»?

Все вышерассмотренные версии заслуживают внимания, но они представляют собой лишь т.н. «рабочие версии», и для их подтверждения или отрицания требуются серьезные аргументы. Думаем, что все они отмечены двумя основными недостатками: 1) они мало обеспечены историческим и фактическим материалом, т.е. носят чисто теоретический характер; 2) очевидна необходимость точного определения понятий и терминов.
 

С целью выяснении вопроса о кавказской цивилизации, субцивилизации или культурном единстве попытаемся проанализировать политико-культурную обстановку на Кавказе в ХI-ХП веках; в это время, кажется, зарождается то единство, которое можно обозначить понятием единого культурного пространства или субцивилизации.

Н.Бердзенишвили отмечал, что в Х-ХП вв. образовалась не только новая страна – «Грузия», но зародился еще более обширный мир – Кавказ. У него не было еще историко-географического названия, но из всего было видно, что он будет называться тем же именем – «Грузия». В этом мире активно участвовали не только юг и восток Кавказа (Сомхити, Ширван), но также и Северный Кавказ (Дагестан, Чечня, Осетия, Черкесия). Создавался большой «мир», организующим центром которого была Грузия ( 2, с.643).
 

Это объединение происходило на основании грузинского языка, выступающего в роли универсального языка богослужения в кавказском масштабе.Согласно определению Грузии, данного Георгием Мерчуле, Грузией является весь мир, где богослужение происходит на грузинском языке. Если провести параллель с процессом формирования других культурных единств (цивилизаций, субцивилизаций), следует вспомнить, что формированию единого, монолитного Запада во многом способствовал примат латинского как универсального церковного языка для западнохристианских стран. В этом же смысле можно говорить об аналогичной роли арабского языка для мусульманского Востока. Очевидно, грузинский язык начинал исполнять ту же роль на Кавказе.

Как отмечает Д.Мусхелишвили, «то, что по современной политической терминологии, Кавказ представлял собой единое геополитическое пространство, хорошо осознавалось тогдашними политическими и культурными деятелями. Подтверждением этого является созданная в 70-х годах ХI века этнологическая концепция, автором которой являлся Леонтий Мровели» (11, с.13). Она должна была обосновать единство кавказского мира и правомерность курса правителей Грузии.
 
Наряду с языком и посредством языка, в формировании единого Кавказа большую роль играло вероисповедание. Посредством Грузии – центра формирующегося единства – христианство распространялось на Северном Кавказе, где основывались епископские кафедры, утверждалось политическое и культурное влияние Грузии. Грузинские цари прекрасно понимали значение идеологии. Этим объясняются их попытки, начиная с Давида Агмашенебели, обратить в халкедонство армян-монофизитов (8, с.168).
 

Таким образом, попытки формирования единого геополитического пространства сопровождались более или менее успешными мероприятиями, направленными на обеспечение его идеологического и культурного основания.

Но история Кавказского единства оказалась недолгой...

(продолжение: "Культурное пространство Кавказа - единство или разнообразие?" - часть 2)

Теги: Кавказ, история
[Фтыкнули - 3021] | [Спизданули - 0] | [Читать полностью]

Комментарии:


Добавление комментария
  Имя: E-mail:
 
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова,
показанных на изображении:
А лучше один раз возьми и зарегистрируйся, онанимус!
 

Когда ебанёт Третья Мировая война?
Уже в 2018-19 году
В 2020-2025 гг
В 2025-2035 гг
Хз когда, но на нашем веку точно ебанёт!
Мне похую, после нас - хоть потоп...







«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Сентябрь 2019 (1)
Октябрь 2017 (1)
Август 2016 (2)
Август 2015 (2)
Май 2015 (1)
Март 2015 (3)


© Gaburich Creative Team, 2004-2017

Администрация сайта не несет ответственности за мнения отдельных молдавских падонков.
Все имена, упоминаемые на этом сайте, вымышлены. Все слова между ними — не более чем опечатка.
Этот сайт не является публичным. Если вы читаете это, срочно закройте глаза!