
Военные действия. Стратегия и тактика сторон.
В опубликованной ранее первой части статьи был описан медийный фон, на котором в Сирии происходит пиздец. Во второй части я пытался раскрыть и само нутро пиздеца. В третьей части я попробую отбросить мораль в сторону. Ибо речь пойдет непосредственно о военных действиях. Здесь я буду рассуждать как в шахматах, где у профессионала не должно быть привязанности к фигурам. Сильный игрок знает о планах белых и планах черных. Старается навязать свою игру там где это выгодно. Наносит удар на самом уязвимом участке обороны противника. Он знает, что соперник хочет осуществить то же самое. Ничего личного. Все средства хороши.
Куда и зачем пихать фигуры? То бишь, где и как лучше расположить войска для последующих операций? В шахматах лучшие планы сторон предопределяет сложившаяся пешечная структура. В военных действиях это географические и демографические особенности местности. Думаете, вам только что показалось, что обычные люди — это пешки? Нихуя! Вы правильно понимаете ситуацию. Добро пожаловать в военный обзор.
Планы режима
Прежде чем приступать к планированию, нужно реалистично оценить ситуацию. Поставить цели и задачи. На момент, когда демонстрации перешли в вооруженные столкновения, режим Башара Асада расценил ситуацию как мятеж, который нужно подавить. Силы были брошены на подавление мятежей в городах, где численность мятежников превосходила полицию и регулярную армию. На этом этапе тяжелые вооружения еще не использовались. Отличить мирное население от мятежников чаще всего было невозможно. Кроме того, часть полицейских и военных переходила на сторону противника. У радикальных исламистов имеется огромный опыт ведения подобных войн. Их бойцы легко пересекают границы. Они прошли подготовку в тренировочных лагерях. На первом этапе войны их было не так много, но появление опытных диверсантов стало неожиданностью для властей.
Асадовцы допустили ошибку. Соперник был сильно недооценен. Поэтому первоначальный план провалился.
Однако, Сирия уже много лет вооружалась. Изначально весь потенциал армии не был задействован. Арсенал там серьезный: авиация, артиллерия, танки и т.д. вплоть до химического оружия (Не для себя! Запаслись для маленьких, но могущественных соседей-захватчиков).
Итак, сформировалось что-то вроде линии фронта, если такой термин вообще уместен в гражданской войне. Мятежники установили свой контроль в ряде городов, в том числе и в самом крупном — Алеппо. Вернее, он был самым населенным городом до начала войны. Кроме того, мятежники контролировали коммуникации. Фактически им достался весь север Сирии, так как и границу с Турцией асадовцы уже не контролировали. Граница с Ираком тоже стала проходным двором. К слову, радикальные группировки именно там отрабатывали методики ведения гражданской войны. Таким образом, Свободная Армия Сирии (мятежники) пополнилась добровольцами со всего мира: из Евросоюза, из бывшего СССР, Пакистана, Афганистана, Ирака... (кого не назвал, простите). Мир на карте Ислама выглядит так: шииты красненькие, сунниты - зелененькие, и они хотят халифатить. В этой геополитической игре континентальные империи поддерживают красненьких, а морские империи - зелененьких.
Впрочем, теперь и регулярная армия, верная Асаду, стала более сплоченной. Терять им уже нечего, так как на линии огня теперь их собственные семьи. Кроме того, Асадовцы получили боевой опыт, которого у них прежде не было.
Ну и главный козырь Асада - танчики, самолетики. Бомбить и не убивать мирное население невозможно. Но теперь уже можно не переживать за сохранение лица, ибо идет самая настоящая война. А проигрыш для алавитов, окруженных океаном суннитов (см. карту Ислама в начале статьи) может оказаться хуже самых страшных лишений войны.
Изменилась оценка. Изменились планы.
Теперь Асадовцы непосредственно "подавить мятеж" не стремились. Задачи ставились более реалистичные: 1. Обеспечить относительную безопасность компактного проживания верных режиму людей. 2. Контроль линий снабжения. 3. Разъединение вражеских группировок. Нарушение координации в лагере соперника (сильная сторона Асадовской армии - лучшее взаимодействие).
На фоне новых реалий развернулась нешуточная война снайперов. Теперь Асадовцы тоже задействовали снайперов, так как это один из наиболее эффективных способов уничтожения живой силы соперника в городских условиях войны XXI века. Отсюда новые задачи режима, такие как возведение антиснайперовских валов. Это насыпь, которую создают усиленные броней трактора. Выполнение этой задачи способствует достижению целей из трех пунктов, перечисленных выше.
Необходимо отслеживать динамику конфликта. Кровавый Асадовский режим уже был у власти, ему не было смысла убивать больше нужного. Соответственно, и подготовки к партизанской войне изначально не было. Мятежники же воюют за власть. Соответсвенно, они изначально готовились к худшему варианту. Создавали тоннели для безопасных коммуникаций. Сооружали снайперские позиции, заботливо предлагая жителям домов воевать на их стороне или отправиться в мир иной. Многие добровольно выбирали и то, и другое. Так как при Асаде жить им было не демократично.
Полностью всё обезопасить нельзя, иначе потеряешь инициативу. Нужен баланс действий. Глобальные и промежуточные цели никогда не уходят со счетов. Естественно, для суннитов глобальной целью является построение Халифата. А для Асадовцев - сохранение существующей власти. На этом фоне развернулось пока что самое большое сражение XXI века — битва за Деръа.
Сотрудничество России и Сирии в конфликте
Тот, кто думает, что ведущие державы никак не анализируют опыт военных действий в Сирии, является полным профаном. Любой профессионал внимательно следит за тем, что происходит в его сфере, иначе его нельзя назвать профессионалом.
У России самые тесные контакты с режимом Асада. Военно-морская база в Тартусе. Контракты на поставку вооружений. Продавать оружие — не то же самое, что просто сбросить вооружение и умыть руки. Это же не игрушки продавать в магазине. И даже туда покупатель может прийти и сказать, что хочет больше узнать о том, как работает игрушка. Более того, продавец и сам заинтересован в том, чтобы обкатать свои игрушки.
До какого уровня доходит взаимодействие продавца и покупателя в Сирии? Так они нам и рассказали. Я же не исключаю, что такая хорошая координация военных Асада достигается в том числе и за счет спутников. Там обкатывают все современнейшие военные стратегии. Тем более, что опыт у России был в Чечне. Во многом эти конфликты созвучны.
Американцы вряд ли могут так же оперативно работать со своим выводком. Даже в Ливии удары с воздуха сопровождались минимальной координацией на земле. Это были точечные действия военных. Основной военной задачей для американцев было разрушение сопротивляемости режима и вооружение повстанцев. Что достигается относительно легко, ввиду технического превосходства. Скорее всего, как раз у Америки и есть самый продвинутый штаб, самое большое количество спутников и т.д. Но я предполагаю, что побеждать будет наиболее сплоченная сторона. Ну и та сторона, которая в конфликте готова шагнуть дальше. В сирийском конфликте такой стороной является та, к которой принадлежит Россия, Иран, Ливан и про-Асадовская часть Сирии.
Было бы удивительно, если бы Россия просто поставляла оружие, не заботясь о том, что там произойдет. Заботиться о последствиях необходимо хотя бы с точки зрения развития военной промышленности. Сотрудничество русских военных с сирийскими экспертами неизбежно. Тем более, что самый злободневный опыт можно получить там, в самой горячей точке планеты. Уверен, что такого рода координация происходит в круглосуточном режиме. Соответсвенно, американские спецслужбы пытаются это отслеживать.
... Ты можешь быть хоть самым здоровым качком. Но тебе это не поможет победить, если ты боишься умереть. В ядерную эпоху, во время бессилия дипломатии, побеждает тот, кто меньше страшится смерти.
В такой игре Россия — лучший союзник, о котором можно мечтать. |